Глава новой татарстанской авиакомпании Петр Трубаев о том, как все устроено в авиации

Интервью с генеральным директором "ЮВТ АЭРО" о личных историях полетов и об открытии новой татарстанской авиакомпании

Трубаев Петр Владимирович, генеральный директор АО "ЮВТ АЭРО"
 
Как вы пришли в авиацию, расскажите свою историю? Кажется, что в эту профессию невозможно попасть случайно.
 
- Я учился в средней школе города Борисоглебск Воронежской области, в этом городе учился Валерий Павлович Чкалов (советский летчик-испытатель). Там есть летное училище, которое носит его имя. Если честно, я не мечтал быть в числе летчиков. Но судьба распорядилась иначе.
 
В 9 классе моим новым соседом по парте стал мальчик, который бредил авиацией. Он постоянно показывал мне картинки с самолетами, рассказывал о них. Ему получилось завлечь меня этой темой.
 
Естественно, он мечтал поступить в летное училище и уговорил меня пройти медкомиссию вместе с ним. Как часто бывает, я прошел, он - нет. Можно сказать, что я стал проводником его мечты. Начал учиться, но, к сожалению, не закончил училище. Но уже успел влюбиться в небо. Помню свой первый самостоятельный полет. У нас был даже ритуал после такого испытания. На пачке сигарет "Казбек" на память расписывались инструктор, техник и коллеги.
 
На тот момент я уже не мог обойтись без полетов, поэтому принял решение пойти в гражданскую авиацию. Поступил в Бугурусланское летное училище и закончил его с красным дипломом. После учебы пришел работать вторым пилотом на ЯК-40 в город Бугульма. С 1979 года я работаю в гражданской авиации.
 
Как развивалась ваша карьера дальше?
 
- После второго пилота, я стал командиром воздушного судна, далее - пилотом-инструктором. Затем, коллектив выбрал меня на должность руководителя Бугульминского авиационного отряда. Тут началась административная работа. Также я возглавлял Международный аэропорт "Казань" и авиакомпанию "Ак Барс Аэро". Сейчас возглавил новую авиакомпанию "ЮВТ АЭРО".
 
Не секрет, что "ЮВТ АЭРО" пришла на смену "Ак Барс Аэро". В последнее время авиакомпаниям живется не легко. А вы наоборот, приняли решение запустить новую. За счет чего собираетесь выживать в непростой финансовой ситуации?
 
- Запуск новой авиакомпании - это не только моя заслуга. Представьте, прекратили свое существование "Ак Барс Аэро" и "Татарстан". В Республике не осталось ни одной авиакомпании, кроме бизнес-авиации, которая выполняла бы перевозку пассажиров.
 
Мы посчитали, что наша Республика не достойна такой участи. Было принято решение воссоздать, хотя бы в других масштабах, с другими маршрутными сетками, пока небольшую авиакомпанию. Но надеемся, что в перспективе она разрастется и будет достойно представлять Республику Татарстан. И я благодарен всем, кто дал зеленый свет этой компании. 
 
Новую авиакомпанию назвали "ЮВТ АЭРО" (Юго-Восток Татарстана), а были еще интересные варианты?
 
- Мы долго выбирали название. Второе по-популярности было - "Бугульма Авиа", потом - "Идель Авиа". Однозначно выбирали имя, которое сразу же даст ассоциацию с регионом создания.
 
Точкой базирования мы сделали Бугульму, ведь именно юго-восток Татарстана, а не столица, остался без регулярного пассажирского авиасообщения. Международный аэропорт "Казань", безусловно, важен для нас. Из Казани мы совершаем большое количество рейсов.
 

Сейчас очень популярны лоукостеры - бюджетные авиакомпании, которые дают возможность летать дешевле, пожертвовав комфортом и необязательными услугами. Вы себя относите к лоукостеру или классической авиакомпании?

- Мы - классическая региональная авиакомпания, не лоукостер. Совершаем рейсы по регионам. Сейчас общий спад на авиаперевозки. Но наши небольшие самолеты CRJ-200, вместимостью 50 человек, всегда найдут необходимое количество пассажиров, по сравнению с большими самолетами.

Не считаете ли вы, что лоукостеры могуть "убить" ж/д перевозки?

- Конечно нет. Стоит только сравнить, какое количество пассажиров везет один состав поезда, и какое - один самолет. Да, какое-то количество заберет, но только тех, кому ценно время. У авиа и ж/д перевозок есть свои, давно устоявшиеся приоритеты. Тем более, что в России пока один лоукостер - "Победа".

Расскажите, как все устроено в авиакомпании: что нужно, чтобы ее создать, как она работает и из кого состоит?

- Для того, чтобы создать авиакомпанию нужно: желание, условия и кадры. Авиакомпания - это очень высокозатратный механизм. Есть много требований, которым должна соответсвовать авиакомпания: необходимое количество самолетов в парке; опытный персонал, который прошел все обучения; крупный инвестор, который первое время все затраты возьмет на себя. Все эти этапы мы прошли.

Нам было немного проще. Уже была база, в виде сотрудников, которые лишились работы после банкротства "Ак Барс Аэро". 

Авиация считается одной из самых дорогих отраслей экономики. Об уровне развития государства, говорит уровень развития авиации.

Как «ЮВТ АЭРО» подбирает работников? Как стать, например, пилотом или стюардессой?
И по каким критериям вы понимаете, что работник опытный?
 
- Основные работники авиакомпании - это инженерно-технический персонал (отвечает за состояние парка самолетов), пилоты, бортпроводники. В нашей сфере главное - выбрать профессионалов и влюбленных в профессию. 

Если говорить о пилотах, опытный для меня тот, кто налетал от 5000 часов и более. В среднем пилот летает 500-600 часов в год. То есть 10 лет непрерывного стажа. 30-35 лет - самый продуктивный возраст для пилота, и он способен быстро переучиться на другой вид судна, если будет необходимость.
 
Пилоты могут работать до 65 лет. А после 65 лет он может летать, если проходит медкомиссию, в соответствии с законом. 

А почему такая разница? Пилоты могут работать до 65 лет, а стюардессы - до 35-40 лет?
 
- Борпроводницы тоже могут работать и после 40 лет. Но, как правило, женщины после определенного возраста могут уйти из профессии, работать уже в других сферах деятельности, в наземных службах.
 

Есть ли специфика в управлении персоналом авиакомпании? Есть стереотип, что стюардессы долго не задерживаются на работе, начинают летать и сразу выходят замуж?

- Особой специфики нет. Сейчас девушки очень прагматичные и держатся за место, хотят стать профессионалами в своей области. Они сами зарабатывают и хотят себя обеспечивать. Заработная плата им это позволяет. С семьей немного сложнее, тут дисбаланс присутствует, многие незамужем, некоторые разведены. Но есть и династии. У нашего руководителя службы борпроводников, папа был пилотом, брат - пилот. 

 

Слушает ли пилот музыку во время полета?

- Да, слушает, только музыку неба - радиоэфир. Во время полета пилот может наслаждаться не музыкой, а великолепными видами неба, заката, звезд, облаков. Слушать музыку в вашем понимании конечно нельзя.

Вы летаете только по России. Окончательно выбрали для себя только внутренние рейсы? Какие направления планируются в будущем?

- Безусловно хотелось бы летать и зарубеж. Самолеты, квалификация пилотов - это позволяют делать. Не позволяет федеральное авиационное правило. Вновь образовавшаяся авиакомпания обязана пролетать по внутренним линиям не менее двух лет. Далее можно подавать документы на допуск к международным полетам, пройти аудит. Это некая страховка российских авиационных властей, чтобы не пускать на международный рынок неподготовленные авиакомпании.  

Как только мы получим доступ, начнем полеты с СНГ: Баку, Ереван, Казахстан, Узбекистан, а дальше - посмотрим. Обязательно будем осваивать Европу, чартерные рейсы.

Сейчас мы летаем: Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Волгоград, Бугульма, Нижнекамск, Екатеринбург, Нижневартовск.

В октябре запускается еще 6 новых рейсов:
с 25 октября: Санкт-Петербург-Бугульма, Бугульма-Нижневартовск, Санкт-Петербург-Нижневартовск;
с 26 октября 2015 года: Санкт-Петербург-Нижнекамск, Нижнекамск-Екатеринбург, Санкт-Петербург-Екатеринбург.

Запланировано открытие рейсов в Челябинск, Новосибирск, Краснодар, Уфу, Сургут, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Красноярск.

Сколько сейчас самолетов в вашем парке, какие модели, в чем их преимущество? А еще интересно сколько стоит один самолет и какой у него срок службы?
 
- Наш парк состоит пока из трех самолетов моделей CRJ-200, канадской фирмы Bombardier. Они очень скоростные, реактивные, проверенные и адаптированные под российский рынок. Самолеты достаточно свежие, им не более 15 лет. Для самолета это молодой возраст. Ожидаем еще пять машин. Восемь самолетов для нашей авиакомпании пока достаточно. 
 
Стоимость одной машины такого уровня примерно 2-3 миллиона долларов.
 
А почему вы не приобретаете русские самолеты? Они не в почете у авиакомпаний?
 
- Сейчас Россия осваивает импортозамещение, в том числе и в авиации. Если речь идет о советских самолетах, типа ЯК-40, АН-24, ТУ-134, ТУ-154. Эти самолеты отличные, у них был великолепный запас прочности.
 
Другое дело, на определенном этапе, как и во многих ресурсоемких отраслях экономики нашей страны, развитие было сравнительно медленным. На какой-то момент мы отстали, нас обошли Boeing, Аirbus. А сейчас мы догоняем. Появился Sukhoi Superjet (российский ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный компанией «Гражданские самолёты Сухого»), готовится к выпуску МС-21 (российский проект ближне-среднемагистрального пассажирского самолета). На первом этапе они возможно и проигрывали. Но все минусы учтены в этих самолетах и российские самолеты уже востребованы. 

А какой самолет безопаснее: маленький или большой? Сейчас летают и самолеты с двухэтажным салоном.
 
- Безопасный самолет тот, у которого два и более двигателей. В случае отказа одного двигателя, можно приземлиться на одном. Главное не самолет, а чтобы за штурвалом находился опытный пилот.
 
Сейчас очень распространена услуга wi-fi на борту. Будет ли wi-fi на ваших самолетах?
 
- На CRJ-200 однозначно не будет. Наши полеты продолжаются максимум два-три часа. Может быть лучше отдохнуть от интернета за эти несколько часов? Это оборудование достаточно дорогостоящее. Нам не хочется включать эту услугу в стоимость билетов. 

Конечно, если рейс длиться по 8-10 часов, эта услуга однозначно будет востребована. Если в будущем мы будем эксплуатировать большие самолеты, то можно будет подумать об этой услуге. 

Вы сами не боитесь летать. А что бы вы сказали аэрофобу, как успокоили бы?

- Я расскажу забавный случай. Когда моему сыну было лет 5-6, нужно было лететь из Саратова в Бугульму. Когда его подвели к самолету он очень испугался и отказывался лететь. Моя мама сказала ему: "Не бойся, это просто автобус с крылышками. Ты же не боишься автобусов". И он успокоился.

На каком самом запоминающемся самолете вы летали? И какой самый страшный полет совершали?
 
- Самый запоминающийся полет - это конечно первый, еще в летном училище. Это был самолет Л-29 (чехословацкий учебно-тренировочный самолет). Когда мы с инструктором полетели осваивать самую опасную фигуру "штопор" - неуправляемое падение самолета. Но как оказалось управляемое. Когда первый раз я попал в "штопор", это было действительно неприятно. 
 
Как пилот, я налетал 11000 летных часов и каких-то серьезных аварийных случаев у меня не было. Было много сложных посадок в плохих метеоусловиях. Для пилота, посадка - самый ответственный и сложный момент. 
 
Был один случай, когда мы приземлялись в Бугульме. Метеоусловия оказались намного хуже, чем нам передавали, сплошной туман. Но мы приземлили самолет.
 
Можно ли арендовать самолет, например на Новый год или устроить корпоратив в небе?
 
- Да, это возможно. Многие авиакомпании предоставляют самолеты для частных рейсов. Любая компания или человек может заказать чартерный рейс в нашей авиакомпании. 
 
Например, полет Казань-Москва, Москва-Казань обойдется примерно в 700 000 рублей. Но есть много моментов, которые влияют на цену. Есть определенные дополнительные услуги. Например, если какая-то компания захочет горячее питание из определенного ресторана - мы его предоставим.
 
Был такой случай. Молодожены заказали самолет, чтобы улететь в свадебное путешествие. Были украшения из шаров в виде сердечек, и летели они только вдвоем.

Кого вы считаете лучшим в авиаперевозках? У кого "ЮВТ АЭРО" хочет учиться?

- Российская авиакомпания S7 Airlines. Очень продвинутая компания, которая быстро реагирует на потребности рынка. Я встречался с руководителями и у них есть чему поучиться. Первое - высочайшая регулярность полетов по многим направлениям. Второе - безопасность. Третье - очень интересная сеть продаж, хороший парк самолетов и поддержание этого парка в отличном состоянии. Есть моменты, которые мы бы сделали по-другому, но это все детали. 

Чем вы больше всего гордитесь на сегодняшний день?

- После закрытия авиакомпании "Ак Барс Аэро", очень много людей осталось без работы. И в первую очередь мы гордимся тем, что опытнейший персонал снова стал востребованным. Вы бы видели их эмоции. Как же это важно для людей - заниматься любимым делом!

Читайте также:

Автор: Ксения Кузнецова, 14 октября 2015, 14:16
Если Вы нашли ошибку, выделите фразу с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Самое новое

Электронное периодическое издание www.prokazan.ru. Учредитель ООО «Проказан». Cвидетельство о регистрации www.ProKazan.ru ЭЛ № ФС77-44757 от 25.04.2011, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Директор: Сидоркин Андрей Валерьевич. Главный редактор: Стребков Илья Алексеевич. Возрастное ограничение 16+.
8 (917) 914-23-87
E-mail: news@prokazan.ru
При использовании материалов новостного портала prokazan.ru гиперссылка на ресурс обязательна, в противном случае будут применены нормы законодательства РФ об авторских и смежных правах. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте prokazan.ru и его субдоменах.
Отдел продаж ProKazan.ru
Телефон: +7-917-879-62-89
E-mail: andrey@prokazan.ru
Редакция
Телефон: 519-45-19
E-mail: news@prokazan.ru
PR-отдел ProKazan.ru
Телефон: 8-937-612-48-42
E-mail: promo@prokazan.ru
При частичном или полном воспроизведении материалов новостного портала www.ProKazan.ru в печатных изданиях, а также теле- радиосообщениях ссылка на издание обязательна. При использовании в Интернет-изданиях прямая гиперссылка на ресурс обязательна. Использование эксклюзивных фотографий портала без разрешения редакции запрещено, в случае нарушения данных требований будут применены нормы законодательства РФ. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте ProKazan.ru и его субдоменах.
Материалы, отмеченные знаком , размещены на коммерческой основе (реклама). Возрастная категория сайта 16+

!-- Rating Mail.ru counter -->
Наверх
Спасибо, я уже в группеЗакрыть окно