Интервью с монахом в Раифе: отец Сергий, 91 год, известный ученый, помнит войну, встречался с Папой Римским

Интервью с монахом в Раифе: отец Сергий, 91 год, известный ученый, помнит войну, встречался с Папой Римским
16+
Фото: Ксения Кузнецова
А как живут монахи? В какой момент человек решает отречься от обычной жизни? Все это и многое другое выясняла Ксения Кузнецова, договорившись на встречу с одним из известнейших монахов Казани - отцом Сергием, который живет в Раифском монастыре.

Схиигумен Сергий, 91 год - Известный ученый Сергей Владимирович Златоустов заведовал кафедрой приборов и автоматов летательных аппаратов КАИ 25 лет. Опубликовано около 139 его научных работ. Профессор Магдебурского политехнического института (Германия). Читал лекции в Италии. Встречался с Папой Римским Иоанном Павлом II.

Испытав клиническую смерть в 1983 году, обещал посвятить все силы и время ближним, меньше заботясь о себе. И приложил все силы для служения Богу и людям.

В 1990 году был пострижен в монахи Раифского Богородицкого монастыря с именем Филарет, рукоположен в иеромонахи в храме Петра и Павла. В настоящее время несет служение в Раифском Богородицком мужском монастыре. 18 апреля 2006 года пострижен в великую схиму с именем Сергий.

Интервью с отцом Сергием проходило в его келье (жилище монаха, отдельная комната в монастыре на одного-двух монахов). На коленки ко мне сразу приземлился рыжий кот Барсик - любимец отца Сергия. Он спал на коленках практически на протяжении всего разговора.

Что означает схиигумен?

- Игумен - монашенский сан, настоятель монастыря или старший монах, священник.

А как давно вы служите в Раифском монастыре?

- Меня постригли в монахи в 1990 году, когда Раифский монастырь еще не функционировал, но в Москве уже было принято решение о передаче территории. Пока мое самостоятельное служение проходило в ближайших приходах.

Когда уже окончательно решился вопрос и с Зеленодольскими властями, я был одним из первых монахов, кто участвовал в первом молебне в стенах монастыря. Затем уже начали приходить другие монахи, но большого количества людей у нас никогда не было.

Да и когда уже был открыт монастырь, я продолжал служить в сельских церквах. Есть всего лишь один храм, в котором я не был священником, — в селе Осиново. Мне посчастливилось служить даже в самом древнем храме Казанской епархии, на острове Свияжск — Троицкой церкви.

Расскажите как принимают в монахи, от чего должен человек отречься? 

- В первую очередь человек отрекается от своей воли, то есть монах должен жить в абсолютном послушании у руководителя монастыря, вдали от обычной жизни.

Второе - нестяжание, то есть отсутствие стремления к материальным благам, не только к деньгам, но и вещам, имуществу.

Третье - отказ от женщин, безбрачие.
Также полный отказ от мяса, что касается еды.

Конечно, у каждого монастыря есть свой устав, где прописано все, что должден соблюдать монах, некоторые детали могут отличаться. Например, в некоторых монастырях категорически запрещается покидать монастырь. Если монах покидает монастырь, его вычеркивают из списка монахов и больше ни в одном монастыре не примут. Ну у нас такого нет.

Вообще связь с внешним миром должна быть очень ограничена. У монаха не должно быть других забот, кроме как молиться,  лечить свою душу. Каждому монаху обязательно дается какое-то поручение - по-монастырски - послушание. Это любая работа при монастыре.

Но в Раифском монастыре сложно соблюдать ограничения, сюда ежедневно приезжают несколько сотен посетителей, а летом еще больше.

Верующих людей сейчас очень много, но на самом деле, это люди, которые усвоили некоторые принципы поведения. Веры, как таковой, нет. Они только обряды какие-то соблюдают.

В Раифу многие приезжают погулять, забегают в церковь поставить свечку и считают, что сделано дело. Вера, она, в первую очередь, проявляется в поведении людей, в отношении к другим, а это, к сожалению, не действует.

Если вспомнить, раньше ни радио, ни телевидения, ни телефонов не было, это проще в плане душевного спокойствия. Сейчас у нас у всех телефоны есть, телевизоры тоже практически у всех. Поэтому весь этот неспокойный мир врывается и в стены монастыря.
 

А для чего монахам телефон, интернет, телевизор, ведь они отрекаются от обычной жизни?

- Если говорить о телефоне, просто это удобно, территория монастяря большая, один жилой корпус находится здесь, а другой - совсем в другом конце. Нужно попросить помощи в каком то деле, спросить где находится человек. Держится связь с родными, люди звонят, хотят поделиться чем то хорошим, спросить совета, помощи в трудной жизненной ситуации. Мы всегда открыты к общению. Это, в принципе, не является нарушением устава монастыря.

Интернет тоже может служить во благо. Если, например, монах решил изучать богословие, пожалуйста, интернет дает возможность найти литературу, которой в монастыре нет, причем не только в Казани нет, а в стране. У нас есть доспут к библиотеке конгресса США, к библиотеке Ватикана.

Также бывает нужно получить какую-то историческую справку о празднике, событии. В этом смысле интернет очень даже полезен.

Как в обычной жизни, любой предмет можно использовать как во благо, так и во вред.

 

На столе я увидела знакомого автора: Отец Сергий в свои 91 год, читает Кафку в оригинале, на немецком языке.

 

Как к человеку может придти осознание, что он хочет посвятить себя богу?

- Это, конечно, индивидуально. Кто-то с детства решает, что станет монахом, будет служить богу. Иные наоборот - после каких-то больших событий в жизни: аварий, смертельной болезни, потрясения. Просто человек в один момент понимает, что все, к чему он стремился, богатство - это все несущественно, а существенна душа. И когда-то придется держать ответ за свою жизнь. Даже те, кто не верит в бога,  интуитивно понимают, что после смерти все-таки что-то будет. 

То есть у человека обязательно должно произойти что-то плохое?

- Нет, были люди, которые приходили к этому, когда у них в жизни все было хорошо, они были всем обеспечены. Просто раздавали свое богатство бедным или сдавали его в монастырь. В какой-то момент к человеку приходит осознание, что все вокруг - это суета, а нужно заняться своей душой.
 

А когда человек решает уйти в монастырь, он должен отречься от своей семьи, друзей?

- Нет, теряется только материальная связь, духовная связь остается. Ведь мы молится за своих родных и близких, за тех, кого оставили. Когда я решил стать монахом, к тому времени я давно жил один, жена моя уже скончалась, дети уже были взрослые, самостоятельные. Но они ко мне сюда приезжают. У меня уже 9 внуков и 7 правнуков. Если всех вместе собрать, то они даже не уместятся в моей келье.

 

Это рабочий стол отца Сергия, на котором стоят ноутбук и принтер. Раньше он много писал, но сейчас уже не позволяет здоровье.

 

А как проходит обычный день монаха?

День начинается в 6.30 с "утреннего правила", все собираются в одном помещении и читаются молитвы.

8.30 литургия
11.30 обед
В это время мы едим первый раз за день. Завтрак не положен. Но в монастыре есть трудники (им может стать любой человек, желающий помочь монастырю). Им, конечно, с утра позавтракать нужно, так как им предстоит тяжелый трудовой день.

12.30 послушания
15.30 вечерняя служба
17.30 ужин
На обед и ужин практически всегда один и тот же набор блюд, все самое простое: салат, суп, второе, чай.

18.00 время для отдыха
20.00 "вечернее правило"
22.00 отбой

Раньше монахи все время проводили в монастыре, сейчас, на усмотрение руководства, монаху может даваться отпуск (примерно месяц).


В отпуске монах посещает своих родных, близких, кто-то едет в святые места. Получается, человек возвращается к обычной жизни, со своими соблазнами.

А монаха принимают обратно, если он что-то не то делал в отпуске?

- Ну а кто знает, как он его проводил. Надзора у нас нет. Если только дойдут какие-то слухи.

И его больше не примут?

- Конечно, прощение человек может получить. У нас есть несколько примеров. Один монах 5 раз уходил и приходил, что-то натворил, приходил обратно, слезно каялся. И так пять раз.

Любимые картины, подаренные местным художником. На них изображены места, недалеко от Раифы. Первая картина, с водной гладью, означает спокойствие, вторая - постоянный путь.

 

У вас огромный жизненный опыт, вы много видели, знаете, а вот какими люди были раньше, а какие сейчас?

- Я могу выделить 4 этапа в своей жизни:
20-е года, мне было тогда лет 5.  Были только рынки, магазинов почти не было. Рынок был местом встреч всех жителей города, все общались между собой, не было ни скандалов ни драк, никто ничего не делил.

Потом началась коллективизация, базары начали затухать. Потому что кто мог торговать на рынке? Те, у кого были издержки. А у кого были издержки и кто много зарабатывал - тот был "кулак", того ссылали в Сибирь.

И вот этот страх, что человека изгонят из деревни, отберут все, длился довольно долго. Были люди нечестные, которые "стучали" власти на кого-то, чтобы этого человека сослали, а сами овладевали его имуществом. Возникло всеобщее недоверие друг к другу.

Потом это стало выравниваться, снова стали работать колхозы, появилось изобилие продуктов.

А в 37 году - волна репрессий, сразу все потускнело, недоверие друг к другу стало развиваться. Иметь знакомства или дружбу было очень опасно: вот ты был у человека в гостях, а завтра оказалось что его арестовали, а ты оказался другом врага народа.

Затем началась война, (21 июня 41-го у нас был выпускной вечер, а утром все одноклассники пошли на медкомиссию и на войну, меня не взяли по зрению). После окончания войны все люди были единым целым, началось восстановление, сплочение страны. Все были равны, одевались одинаково и были счастливы.

В 60-х годах появилось понятие моды, покупка вещей, и у людей естественно денег стало не хватать.

Даже правительство на совещаниях говорили, что мы должны прививать людям любовь к красивой одежде, чтобы не ходили всегда в одном и том же. Это была задача партиных органов.

И вот к чему это привело сейчас. Например, я знаю одну семью, доход у них небольшой. Они экономят на своей еде, но все время покупают все новые и новые вещи. 

На стенах кельи много икон, грамот.

 

И как вы к этому относитесь?

- Конечно это неправильно. Какой ценой это достигается, ведь красивая одежда она только на 1 день, завтра тебе уже хочется что-то другое. Постоянная погоня, поиск и трата денег, это ведь отнимает много времени и энергии, которое можно было бы направить в другое русло, на развитие себя и семьи.

Сейчас многие фирмы вводят дресс-код, я считаю, это правильно и имеет огромный смысл, потому что человеку уже не надо думать, что надеть, чтобы понравиться. Им предписана та одежда, которая положена по правилам. Это освобождает от забот об одежде, тогда и появляется время для заботы о семье, доме, родных, родителях.

Я много бывал в Германии, там такого стремления к постоянному обновлению не было. Одевались так, как считали нужным, и не считали нужным обязательно выделиться из толпы.

У нас же женщины слишком наряжены, даже в повседневной жизни. У меня была одна знакомая, которая долго наряжалась, а когда шла по улице, только и смотрела, заметил ли кто ее одежду и как она выглядит. И все время спрашивала: "А ты видел, как вот тот парень на меня посмотрел?" Каждый день она должна выглядеть по-новому и у нее уходит куча времени на то, чтобы все это подобрать. Зачем?

Сейчас так принято и как ни крути встречают по одежке. Более того, есть люди, которые до болезненного зависят от брендов. Далеко не надо ходить: когда выходит новый продукт от яблочной компании, люди готовы в палатках ночевать около магазина, чтобы заполучить его первыми. Вы говорите, что в монастырскую жизнь "вещизм" тоже врывается?

- Да со временем и монашеская жизнь меняется. Здесь такие же люди, как и вокруг, они просто взяли на себя определенные обязательства. Но все же странно слышать, как священнослужители выбирают что взять - новую Шкоду или что-то получше. Я считаю, это грубое нарушение.

Конечно "вещизм" это страшная штука. Это отвлекает людей от мысли о своей жизни, об отношении с окружающими, их обязанностях. Только удовлетворение своей страсти показать, что я лучше всех.

Показать, что ты лучше умом достаточно сложно, для этого нужно его иметь и надо иметь большое старание, чтобы добиться чего-то в науке, своей профессии.

А если есть возможность получить деньги, пусть и нечестным путем, и купить дорогие вещи, таким путем, конечно, выделиться проще. Это одна из бед современного мира. Чтобы избавиться от этого, должно произойти что-то очень глобальное (как война).

В келье стоит несколько стеллажей, уставленных книгами. Из них много тех, которые написал сам монах.

Одна из книг, написанная отцом Сергием

А есть ли что-то общее между христианством и исламом? 

- Конечно, две веры имеют одинаковые корни. То есть Ветхий Завет признается как христианами, так и мусульманами. Основные заповеди — одни и те же. У нас лишь разные обряды, разные имена.

Вот такие монахи молятся за всех нас в Раифе. Встречи с такими людьми запоминаются на всю жизнь, заставляют задуматься и посмотреть на жизнь с другой стороны. Я вышла с таким волшебным чувством на душе, это не передать словами. 

Читайте также:

Автор: Ксения Кузнецова, 07 ноября 2014, 09:31
Если Вы нашли ошибку, выделите фразу с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

комментарии

Лелька
0
05 ноября 2014
17:43
Это здорово!!!Я живу рядом с Раифским монастырем,хоть и родилась и выросла в Казани,ЗДОРОВЬЯ ВАМ ОТЕЦ СЕРГИЙ...
Егор
0
07 ноября 2014
10:05
Да, можно сказать, великий человек, столько видел, помнит, знает. Очень интересно
Мария
0
11 ноября 2014
12:35
Очень интересное интервью, побольше таких нужно!
Семен
5
27 января 2015
16:04
Похоже, таких людей, как герой статьи, единицы. Если посмотреть объективно на иерархов РПЦ -
это как особо привелегированная каста. Они ездят на дорогих машинах, носят дорогие часы, живут в загородных домах. Церковь - один из крупнейших землевладельцев. В общем то занимаются не богоугодным делом. При этом учат нас жить скромно и в смирении. Как это понять?
Саша
0
05 декабря 2015
12:28
Были в Раифе с женой и внуком.
Беседовали с о. Сергием.
Слава Боу, что есть такие люди.
Пока они есть Россия не погибнет.
Семен. Не слушайте СМИ по поводу батюшек, а больше общайтесь с ними.
Людмила
0
20 апреля 2019
08:23
ОТЕЦ СЕРГИЙ прошу ВАС о помощи моему сыну Сергею .Благословите его найти достойную работу .Куда только он не обращался везде отказ при устройстве на работу .Я так переживаю за его жизнь. ПОМОГИТЕ.

добавить комментарий:

Внимание! Правилами сайта запрещается использовать мат и высказываться оскорбительно по отношению к другим людям

  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения» и соглашаетесь с «Политикой защиты и обработки персональных данных»

Самое новое

Электронное периодическое издание www.prokazan.ru. Учредитель ООО «Проказан». Cвидетельство о регистрации www.ProKazan.ru ЭЛ № ФС77-44757 от 25.04.2011, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Директор: Кривокорытов Антон Викторович. Главный редактор: Кузьминых Екатерина Анатольевна. Возрастное ограничение 16+. Контакты редакции: 8 (951) 268-50-91
E-mail: news@prokazan.ru
При использовании материалов новостного портала prokazan.ru гиперссылка на ресурс обязательна, в противном случае будут применены нормы законодательства РФ об авторских и смежных правах. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте prokazan.ru и его субдоменах.
Отдел продаж ProKazan.ru
Телефон: +7-917-879-62-89
E-mail: andrey@prokazan.ru
Редакция
Телефон: 519-45-19
E-mail: news@prokazan.ru
PR-отдел ProKazan.ru
Телефон: 8-937-612-48-42
E-mail: promo@prokazan.ru
При частичном или полном воспроизведении материалов новостного портала www.ProKazan.ru в печатных изданиях, а также теле- радиосообщениях ссылка на издание обязательна. При использовании в Интернет-изданиях прямая гиперссылка на ресурс обязательна. Использование эксклюзивных фотографий портала без разрешения редакции запрещено, в случае нарушения данных требований будут применены нормы законодательства РФ. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте ProKazan.ru и его субдоменах.
Материалы, отмеченные знаком , размещены на коммерческой основе (реклама). Возрастная категория сайта 16+

!-- Rating Mail.ru counter -->
Наверх
Спасибо, я уже в группеЗакрыть окно